Карты Таро
- Здраствуйте дети. Сегодня мы продолжаем изучать карты Таро.
*Сказала профессор затихшим ученикам.*
Гадальные карты

Невозможно утверждать абсолютно точно, с какого момента карты Таро стали использоваться не только в игре, но и при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 г.) они относятся к судьбе человека. Интересно, что в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

То, что карты Таро произошли от обычных игральных карт, не исключает возможности присутствия в них герметической, гностической или каббалистической символики, поскольку раннее итальянское Возрождение, породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике Таро.

Подобные символические «следы» в Таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от каких-то древних культур вроде египетской или вавилонской, что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными нам исследователями в этой области были Кур де Жеблен (Geblen) и граф де Мелле. В 1781 году выходит их книга «Первобытный мир», в последней главе которой как раз и утверждается, что Таро восходит к египетской традиции, хотя из истории возникновения карт нам известно, что это не так. Как бы то ни было, но эта работа изменила судьбу Таро. С этих самых пор на колоду взглянули как на таинственную оккультную систему, а Марсельское Таро, использованное в исследовании, превратилось в образец, с которого в последствии рисовались многие другие колоды и на основе которой велись оккультные исследования. Заметим так же, что в ранних версиях Таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом, изготовленная в XV столетии (1428г) художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna, на которой будут изображены классические боги, а так же астрологические символы.

Особняком в ряду исследователей символизма Таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт, на которого идеи книги де Жеблена произвели большое впечатление. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен, как Эттейла, этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.

Следующим после Жеблена и Мелле заметным исследователем оккультного значения Таро стал Элифас Леви. В 1856 г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа. Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте «Книга Т».

Далее этим вопросом занимался Артур Эдвард Уэйт (Уайт), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Помелла Колеман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари», нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера.

Заметный вклад в исследование этой области внёс Алистер Кроули, который в 1944 году издаёт свою «Таро Тота», фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а так же их каббалистическим и астрологическим соответствиям. Однако, несмотря на огромный вклад в изучение системы Таро (в частности, создания собственной колоды совместно с Фридой Харрис) и он был не последним значительным исследователем Таро в современности. Им был Тимоти Лири, который добавил 2 новые карты в колоду, а также придал системе Таро более строгое научное значение. Появление Тима и его действия предсказывал Алистер Кроули незадолго до своей смерти.

Французская и английская школы Таро

Крупные исследователи символики Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов.

Основоположником французской школы является Элифас Леви. Согласно воззрению этого лагеря исследователей, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль — есть начало всех других чисел, как Ничто, есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф, соотносится уже с «Шутом».

Психология и архетипы

Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов, а потому персонажи Таро представляют собой образы, которые как и образы мифологические, общезначимые для человеческой психики. Поэтому некоторые психологи используют образы, заимствованные из Таро, чтобы идентифицировать состояние клиента с определённым принципом. Это позволяет не только описать состояние человека, но зная особенности данного архетипа, предугадывать сильные и слабые стороны клиента, которые затем могут быть проанализированы. По сути, это напоминает то, что делали поэты XVI столетия. Отсюда следует, что символика Таро, в силу её архетипичности, многоуровневая и имеет множество вариантов понимания: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой. Заметным исследователем Таро через психологию стал Хайо Банцхаф. В книге "Таро как путь Героя", Банцхаф предложил синтез теории Дж. Кемпбелла о Пути Героя с осмыслением последовательности Старших Арканов. Существуют концепции соответствия Придворных карт Таро с юнговской типологией и типологией Майер-Бриггс. Из русских авторов, заслуживают внимания психологические исследования Антонины Величко, которая развивает концепцию Банцхафа, Галины Бедненко, исследующей принципы Старших арканов в русле юнгианской аналитической психологии и Олега Телемского, чья книга "Прыжок в бездну вершин", представляет собой попытку осмыслить карты Таро через литературные и поэтические аналогии.

Дизайн колод

В зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:
Египетское Таро — египетские мотивы
Марсельское Таро — в стиле Франции XVII века
Таро Висконти-Сфорца — в стиле итальянского Ренессанса
Таро Райдера — Уэйта — нарисованы в начале ХХ века, самая популярная иконография, оставившая множество клонов и потомков.

-Итак, сегодня я росказала все о картах Таро. Запишите задание, и идите.
_______________________________________________________________________________________________________________
ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Роскажите о Картах Таро. Что вы поняли с лекций.(мин 7 предл.)
_______________________________________________________________________________________________________________